воскресенье, 29 июня 2014 г.

Петушки - Мишеронский 01.06.2014 58 км

трек
Петушки - Клязьменский - Ур. Бекрень - Ур. Омуты - Ур. Баманово - Ур. Курилово - Ур. Спиридово - Ур. Борисово - Ур. Мишунино - Иколдино - Селищи - Мишеронский

Температура достигала 30 градусов.

Кормушка
 Где-то на подходе к Сеньге
 Вырубка на подходе к Сеньге
 А это уже вид с мост через Б. Ушму
Показалась церковь Курилово
Хороший фотоотчет Exquisitor с сайта 4turista

(С) http://www.shaturyane.ru
Деревня Курилово, Пустопольский погост, (Урочище "Курилово") насчитывало девять дворов в 1705-м году и принадлежала помещикам Ивану Степановичу Юматову и Андрею Трофимовичу Сущеву.  Вплоть до революции окрестные земли использовались стекольным заводом фабриканта Костерёва. Была покинута по одним сведениям после перевода в эти края (в Костерево) ракетного полигона. Ныне полигона нет. 
тсутствует.


 (C) strannik-sergey
Когда-то к церкви были приписаны деревни Бажаново, Курилово, Спиридово. Это была вотчина богатейших людей России – князей Голицыных. При церкви Рождества Богородицы была богатая библиотека, земская народная школа на 70 учащихся и две церковно-приходских школы.
На кладбище церкви на Николо-Пустопольском Погосте  похоронено несколько поколений князей, родовитых дворян, именитых купцов.
И еще немного про погост позле разрушенной церкви.

(C) by kraeved
Николопустопольский погост – одно из древнейших мест на территории Шатурского района. Старинное название погоста - Никола Пустое Поле. 
По самым ранним документальным сведениям XVII в. (1628 г.) погост находился в Польской волости Владимирского уезда. С 1803 г. – в Селищенской волости Покровского уезда Владимирской губернии: в 70 верстах от Владимирской консистории (г.Владимир), в 40 верстах от уездного г.Покрова, в 40 верстах от Благочинного (с.Крутец). С 1921 по 1929 гг. – в Орехово-Зуевском уезде Московской губернии, с 1930 до закрытия в 1937 г. – в Коробовском районе Московской области.
Название погоста Никола Пустое Поле состоит из двух частей: названия церкви - Никольская, во имя Святителя и Чудотворца Николая, - и места возле церкви, где жили священноцерковнослужители, которое в архивных документах указано как село Пустое Поле. Рядом с церковью находилось старое кладбище «с великими камнями», позже появилось второе. Собственной земли у Никольской церкви не было. Земли вблизи церкви и пустошь Лубяниха в пяти верстах были в 1771 г. переданы («приложены») церкви и причту владельцем земель князем Б.С. Голицыным, а после него новым владельцем - графом М.С.Воронцовым. 
Практически все изученные документальные источники сообщают только об одной церкви на погосте – Никольской. Однако, в некоторых документах церковной летописи указано, что некогда на погосте была еще одна церковь – Рождества Пресвятой Богородицы, в память о которой издавна стояла деревянная часовня. Существовали ли эти церкви в древности одновременно или одна сменила другую - неизвестно, документы о погосте до 1628 г. пока не найдены. Существует летописная версия, требующая изучения, об основании Богородицерождественской церкви на Николопустопольском погосте митрополитом Фотием (1408-1431).
В память о древнем храме Рождества Пресвятой Богородицы была названа новая каменная церковь на погосте, построенная в 1835 г. (Рис.1) вместо деревянной Никольской. Причины переименования в церковных летописях не указаны.



При подходе к Спиридово вдоль дороги валы антропогенного происхождения и странная надпись полигон Рысь



(C) Сайт Селищенской волости 60 лет назад девять деревень, веками существовавшие на околоклязьменских землях (ныне северная территория Шатурского района), - Баженово, Борисово, Курилово, Мишунино, Передел, Подболотная, Селищи, Спиридово и с.Илкодино - были принудительно переселены в соседние округи. Многие жители этих деревень называли случившееся трагедией и не иначе как депортация. Освободившиеся земли были отданы под артиллерийский полигон, который спустя полгода (!) ликвидировали.

Краевед Митюшина Т.Л., член Союза краеведов России 
 Предметы утвари, которые собраны и расположены возле деревянного креста.
Потомки тех, кого переселили приезжают в эти места...

Табличка возле колодца в Спиридово.
 Этот колодец показан на карте. Ведра и цепочки поблизости не оказалось. Пробовали достать воду разными способами.
 И вот так. У кого рост меньше мог бы и не достать)



Илкодино
Прекрасный фотоотчет Exquisitor с сайта 4turista

(С) Краевед Митюшина Т.Л:  Жители 4-х из 9-ти приходских деревень решили построить в д.Илкодино свою церковь, в приход которой позже вошли ставшее селом Илкодино и дд.Мишунино, Передел, Селищи.

Раздел приходов - событие нередкое, но эта история закончилась большой бедой - скоропостижной смертью двух священноцерковнослужителей погоста - священника и дьякона. Три священноцерковнослужителя из прежнего состава причта были переведены в другие приходы.

В 1830 г. священноцерковнослужители и жители приходских деревень начали обсуждение вопроса о постройке вместо деревянного нового каменного храма - «Более трехъ летъ до начатия производилось соглашение всехъ нашего погоста прихожанъ». С приходом численностью более 2 тыс. крестьян быстро такой вопрос не решить, Тем более, что планировалось для большого прихода построить просторную церковь, а церковных денег для этого было недостаточно, требовались пожертвования прихожан, в т.ч. в виде рабочей силы для подготовки материалов и возведения храма. 

Судя по дальнейшим событиям, единогласия среди прихожан не было. Три деревни - Илькодино, Мишунино и Селищи – отказались участвовать в строительстве нового храма на погосте, а мнение жителей д.Борисово разделилось и в итоге деревня осталась в стороне от всех принимавшихся решений.

9 января 1832 г. священноцерковнослужители и прихожане пяти деревень - Баженово, Курилово, Передел, Подболотная и Спиридово - подали прошение во Владимирскую консисторию о разрешении построить на церковные деньги и пожертвования прихожан каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с двумя приделами – Святителя и Чудотворца Николая и Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца. Положительное решение с выдачей грамоты и плана консистория приняла 13 февраля 1832 г. Строительство церкви началось. Но параллельно священноцерковнослужителям и прихожанам погоста пришлось участвовать в трехлетней тяжбе и решать совсем не строительные вопросы.

Оказалось, что крестьяне трех несогласных деревень (Илькодино, Мишунино, Селищи) еще в октябре 1831 г. готовили свое прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению о намерении построить каменную церковь в д.Илькодино, объяснив его большой удаленностью деревень от погоста (Илькодино 15 верст, Мишунино 14 верст, Селищи -12 верст. В декабре 1831 г. прошение подали два крестьянина - Егор Михайлов, д.Илькодино и Семен Яковлев, д.Селищи (Приложение 3. Документ 1), приложив доверенность помещика А.К. Поливанова от 24 октября 1831 г. «крестьянину моему Егору Михайлову» на «исходатайствование разрешения» и мирские приговоры трех деревень (ноябрь 1831 г.). В прошении речь идет об обязательствах крестьян в постройке церкви в д.Илькодино, о выделении для новой церкви одного из двух причтов Николопустопольского погоста, половины приходской суммы не менее десяти тыс. руб. на строительство и 33-х десятин лучшей пахотной и сенокосной земли возле церкви в д.Илкодино из дач помещика А.К.Поливанова причту - «для безбедного их с семействами продовольствия».

Спустя полгода - 28 мая 1832 г. - А.К.Поливанов, помещик деревень-просителей Илькодино и Мишунино, подал свое личное прошение епископу Парфению о постройке церкви в своей вотчине д. Илькодино (Приложение 3. Документ 2). О причинах такого позднего обращения А.К.Поливанова в архивных документах не сообщается. Он поддержал просьбы своих крестьян, в т.ч. о переводе одного причта из погоста и выделении половины приходских денег. При положительном решении вопроса обязался предоставить для священноцерковнослужителей 33 десятины из своих дач. 

Что было первично в разделении прихода погоста - инициатива ли крестьян трех деревень с надеждой на финансовую помощь помещика, или желание самого помещика А.К.Поливанова построить церковь в своей вотчине, или что-то еще, теперь уже узнать невозможно. Но то, что разделение прихода проходило непросто, подтверждают решение д. Передел и неучастие в прошениях д. Борисово. Деревня Передел, расположенная от погоста так же далеко (13 верст), присоединилась к прошению Николопустопольского погоста, не пожелав переходить в ближний илкодинский приход (7 верст). Позиция же крестьян д.Борисово вообще не отражена в указанных выше документах – они не приняли участия в ни в прошении о строительстве каменной церкви погоста, ни в прошении о постройке церкви в д.Илкодино. В годы строительства илкодинской церкви и после его завершения д.Борисово по-прежнему числилась в приходе погоста. 

21 октября 1832 г. во Владимирской консистории состоялось слушание двух вышеуказанных прошений - от священноцерковнослужителей и пяти приходских деревень погоста о постройке каменной церкви вместо деревянной (9 января 1832 г.) и от двух крестьян: Егора Михайлова д.Илкодино, Семена Яковлева д.Селищи о постройке новой церкви в д.Илькодино (декабрь 1831 г.). По первому прошению было подтверждено решение от 13 февраля 1832 г. о дозволении строить каменную церковь на погосте, а по второму – «в прошении отказать» на том основании, что просители предъявили условие о выделении для строительства половинной суммы из церкви погоста, тогда как консистория ранее постановила строить каменную церковь на погосте с использованием имеющейся у нее церковной суммы. Более того, консистория предложила просителям строить новую церковь в д.Илькодино «на свой счет, не требуя ничего от оной приходской церкви».

В отношении сроков принятия решений по двум прошениям возникает один вопрос – почему прошение трех несогласных деревень (декабрь 1831 г.), поданное ранее прошения священноцерковнослужителей и пяти приходских деревень погоста (9 января 1832 г.), было рассмотрено почти через год - 21 октября 1832 г., хотя по второму прошению решение принимается практически через месяц - 13 февраля 1832 г. (о разрешении строить каменную церковь на погосте с использованием церковных денег). И именно этим решением от 13 февраля консистория обосновывает отказ трем деревням в выделении половинной суммы церковных денег погоста: «... консистория ранее постановила строить каменную церковь на погосте с использованием имеющейся у нее церковной суммы».

Через год, в октябре 1833 г., те же крестьяне - Егор Михайлов д.Илкодино и Семен Яковлев д.Селищи пишут новое прошение епископу Владимирскому и Суздальскому Парфению о постройке церкви в д.Илькодино «без выдачи нам пособия из приходской церкви половинного количества суммы» (Приложение 3. Документ 3). Но теперь просители выдвинули новое условие: чтобы их старая церковь поделилась своим имуществом для новой илкодинской - «дать нам из старой церкви старый иконостас весь как был со святьем (с иконами – прим. автора) равно строение церкви и колокольни с колоколами по согласию на оное священноцерковнослужителей с причтом и со всеми прихожанами». Владимирская консистория своим указом от 18 января 1834 г. благочинному округа, священнику с.Матренино Ивану Благосклонову, поручила провести опрос священноцерковнослужителей и крестьян приходских деревень погоста, кроме дд.Илкодино и Селищи, об их согласии (Приложение 3. Документ 4) . Через два месяца - 27 марта 1834 г. – комиссия в составе 4-х священноцерковнослужителей других приходов сообщила свое решение - просителям отказать на основании несогласия священноцерковнослужителей и крестьян четырех приходских деревень Николопустопольского погоста отдать перечисленное выше имущество. 

В «Показании» священноцерковнослужителей погоста и прихожан деревень Баженово, Курилово, Спиридово и Подболотной (нет д.Передел, д. Борисово и здесь осталась в стороне), в котором они выражают несогласие отдать имущество старой церкви (Приложение 3. Документ 5). Документ интересен не только тем, что в нем подробно описаны события до и после решения трех деревень отделиться от прихода погоста, но и дана их оценка: требование о передаче церковного имущества - как сознательное противодействие строительству каменной церкви («чтобы воспрепятствовать благонамереннымъ нашимъ предприятиямъ в деле начала нашего каменного строения»), а создание нового прихода - умышленным («какое то умышленное по причине отдаленности разделение от стараго нашего погоста»). Обоснование же решения о постройке илкодинской церкви удаленностью от погоста, авторы «показания» сочли несостоятельным.

14 мая 1834 г. Владимирская консистория утвердила решение комиссии отказать в передаче имущества старой церкви в новый илкодинский приход. Так закончилась трехлетняя тяжба по разделу прихода и имущества церкви погоста.


Что происходило в никольском приходе в течение последующих шести лет, документы не сообщают, но, судя по результатам, от задуманной новой церкви крестьяне дд. Илкодино, Мишунино и Селищи не отказались. В 1840 г. д. Илкодино стала селом, и в 1841 г. в нем началось строительство каменной церкви. В 1843 г. в новую церковь был определен один из никольских причтов и создан новый приход – с. Илкодино с дд. Мишунино, Селищи. На следующий год к новому приходу была причислена д. Передел. Было ли это добровольным решением крестьян этой деревни, установить не удалось из-за отсутствия в архиве соответствующих документов.




Наш путь без учета 1,5 км от Петушков, когда навигатор не работал.

Links:
http://www.petushki.33rus.ru/index.php?option=com_content
http://www.shaturyane.ru/tract-Spiridovo.php
http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=5737
http://ig-v.livejournal.com/12544.html?thread=89600
http://t6punzer.livejournal.com/
http://ig-v.livejournal.com/28100.html
http://shushmor.narod.ru/

Комментариев нет:

Отправить комментарий